Frequently Asked Question

Общественный контроль

Где я могу подробно узнать об общественном контроле в России?

В данный момент на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ находится законопроект Федерального Закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Информация в данном разделе часто задаваемых вопросов базируется на данном законопроекте и в последующем может быть изменена.

Что такое общественный контроль?

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия (далее – органы власти), а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Какие цели преследует общественный контроль?

  1. обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  2. обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами власти;
  3. общественная оценка деятельности органов власти в  целях  защиты  прав  и  свобод  человека  и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Какие задачи стоят перед общественным контролем?

  1. формирование и развитие гражданского правосознания;
  2. повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;
  3. содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
  4. реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  5. обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов власти;
  6. содействие борьбе с коррупцией;
  7. повышение    эффективности  деятельности  органов власти.

Кто имеет право участвовать в осуществлении общественного контроля?

Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных Федеральным законом об общественном контроле.

Какие бывают субъекты общественного контроля?

  1. Общественная палата Российской Федерации;
  2. общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  3. общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  4. общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительно могут быть созданы:
  1. общественные наблюдательные комиссии;
  2. наблюдательные советы;
  3. общественные инспекции;
  4. группы общественного контроля;
  5. иные организационные структуры общественного контроля.

Какие права есть у субъектов общественного контроля?

  1. осуществлять общественный контроль в формах указанных далее
  2. выступать в качестве инициаторов, организаторов и участников мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля;
  3. запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов власти необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
  4. посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, соответствующие органы власти;
  5. подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти и в средства массовой информации
  6. в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
  7. обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, определенных федеральными законами;
  8. пользоваться  иными правами,         предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Какие обязанности есть у субъектов общественного контроля?

  1. соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;
  2. соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;
  3. не создавать препятствий законной деятельности органов власти;
  4. соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;
  5. обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  6. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Допустим ли конфликт интересов и личная заинтересованность при осуществлении общественного контроля?

Участие в осуществлении общественного контроля не допускается при наличии конфликта интересов и личной заинтересованности в осуществлении общественного контроля. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность субъекта общественного контроля или его участника влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью субъекта общественного контроля или его участника и целями и задачами общественного контроля, установленными Федеральным законом об общественном контроле. Под личной заинтересованностью субъекта общественного контроля или его участника, которая влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля, в настоящем Федеральном законе понимается возможность получения субъектом общественного контроля или его участником доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, либо услуг для себя или для третьих лиц.

Как осуществляется взаимодействие субъектов общественного контроля с органами государственной власти?

  1. Органы власти рассматривают итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учитывают содержащиеся в них предложения, рекомендации и выводы. Органы власти, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, при оценке эффективности деятельности подведомственных им государственных и муниципальных органов и организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль, рассматривают направленный им итоговый документ, подготовленный по результатам общественного контроля, и направляют субъектам общественного контроля обоснованные ответы.
  3. О результатах рассмотрения итогового документа, указанного в пункте 2, субъект общественного контроля информируется не позднее 30 дней со дня его получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.
  Права и обязанности органов власти при осуществлении общественного контроля смотрите далее.

Какие есть права у органов власти при осуществлении общественного контроля?

  1. получать от субъекта общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и его результатах;
  2. направлять субъекту общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговом документе, подготовленном по результатам общественного контроля;
  3. размещать информацию по вопросам общественного контроля в отношении осуществляемой ими деятельности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Какие есть обязанности у органов власти при осуществлении общественного контроля?

  1. предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке,     которые     предусмотрены     законодательством     Российской Федерации,    информацию    о    своей    деятельности,    представляющей общественный интерес;
  2. рассматривать направленные им запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, регулирующим отдельные сферы общественных отношений, предоставлять запрашиваемую информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
  3. рассматривать направленный им итоговый документ, подготовленный по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, учитывать содержащиеся в нем предложения, рекомендации и выводы и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Какие бывают формы общественного контроля?

Общественный контроль осуществляется в форме общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы и в иных формах, не противоречащих настоящему Федеральному закону, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

Как взаимодействуют субъекты общественного контроля между собой?

  1. Субъекты общественного контроля взаимодействуют между собой на основе принципов открытости, прозрачности, равноправия и сотрудничества.
  2. Субъекты общественного контроля в целях координации своей деятельности, объединения усилий и средств для повышения эффективности общественного контроля вправе создавать ассоциации и союзы, а также проводить совместные мероприятия.
  3. Ассоциации и союзы субъектов общественного контроля в целях саморегулирования своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать правила этики субъектов общественного контроля, принципы и механизмы эффективного осуществления общественного контроля.

Какие есть права и обязанности у общественного инспектора?

  1. Общественный инспектор субъекта общественного контроля при проведении общественной проверки пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественных проверок в отдельных сферах государственного управления, в том числе правом подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) либо участвовать в его подготовке.
  2. Итоговый    документ          (заключение),    представленный общественным инспектором организатору общественной проверки, должен содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы о результатах общественной проверки, а также предложения и рекомендации.
  3. Общественный инспектор обязан сообщить организатору общественной проверки о наличии у него конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. Информация об этом обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе    размещается    в    информационно-телекоммуникационной    сети "Интернет".
  4. В случае нарушения общественным инспектором обязанностей, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, он не может быть участником данной общественной проверки и в дальнейшем привлекаться к проведению другой общественной проверки.

Что такое общественная экспертиза?

Под общественной экспертизой понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, решений, документов и материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных       интересов       общественных       объединений       и       иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественная экспертиза проводится в отношении:
  1. действующих нормативных правовых актов;
  2. документов и других материалов (технической и иной документации);
  3. проектов решений и принятых решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Как осуществляется информационное обеспечение общественного контроля?

  1. В целях информационного обеспечения общественного контроля, его публичности и открытости субъектами общественного контроля могут создаваться специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации использоваться официальные сайты органов власти, общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.
  2. Субъекты    общественного  контроля           осуществляют информационное взаимодействие между собой, а также с органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
  3. Субъекты общественного контроля обязаны размещать на сайтах, указанных в пункте 1, информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об общественном контроле.

Как осуществляется информационное обеспечение общественного контроля?

  1. Доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации ограниченного доступа и информации, содержащей персональные данные, является открытым.
  2. Доступ к информационным ресурсам, содержащим информацию ограниченного доступа и персональные данные, регулируется законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о персональных данных.
  3. В целях информационного обеспечения общественного контроля субъекты общественного контроля вправе издавать и (или) использовать средства массовой информации.
  4. Субъекты общественного контроля по запросам средств массовой информации обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

Работа сайта

К кому можно обратиться с проблемами и ошибками, возникшими при работе с сайтом?

Обо всех возникающих проблемах просьба сообщать нам на адрес электронной почты kontrol@oekr.ru

Куда обращаться по возникающим вопросам?

Связаться с нами Вы можете по телефону горячей линии 8-800-333-800-6. Также Вы можете оставить свой вопрос в соответствующем разделе сайта или написать нам через форму обратной связи.